Повышение социально - правовой компетентности учащихся посредством обучения практическим навыкам реализации и защиты своих прав является одной из основ правового воспитания учащихся образовательных учреждений. Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
В целях профилактики правонарушений и повышения уровня правовой грамотности обучающихся и их родителей с 3 по 15 декабря в МБОУ – СОШ № 8 г. Искитима прошла Декада правовых знаний под девизом «С законом на ты». В соответствии с разработанным планом в образовательном учреждении проведены мероприятия, призванные помочь подросткам осознать социальную ценность права как средства защиты личности и общества, усвоить конкретные правила поведения в семье, в школе, на улице, в учреждениях культуры, местах отдыха, ориентированных на уважение к правам и свободам других граждан.

В течение десяти дней в школе проведены беседы, тематические классные часы: «Защита прав ребенка. Права и обязанности учащегося», «Защита прав ребенка. Права и обязанности гражданина России», «Урок безопасности», правовой брейн-ринг «Остановка «Право»; уроки ОБЖ: «Социально - криминогенные ситуации и безопасность человека», «Уголовная ответственность несовершеннолетних»; уроки обществознания: «Актуальные вопросы защиты прав гражданина РФ»; Уроки курса «Технология профессиональной карьеры» по теме «Основы трудового Кодекса»; анкетирование «Как ты знаешь свои права».
В фойе оформлены информационные стенды «Юридическая консультация», содержащие информацию о том, куда можно обратиться в случае нарушения прав несовершеннолетнего, о правовом статусе несовершеннолетних, об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

В проведении мероприятий активно использовались информационно-коммуникативные технологии, что способствовало развитию образного мышления учащихся, которые получили первоначальные представления о правах человека и правовой культуры.

Учителя истории и обществознания на уроках способствовали формированию законопослушного поведения учащихся, ответственности за свои поступки.
В рамках декады совершались рейды по семьям несовершеннолетних, стоящих на ВШУ.

Анкетирование учащихся показали, что данная проблема, а именно недостаточная осведомленность учащихся о своих правах и обязанностях остро стоит на сегодняшний день среди подростков.

Цель проведения правового брейн-ринга «Остановка «Право» - ознакомление учащихся с основами российского законодательства, формирование понятий, что такое право, чем оно отличается от морали, проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних, выяснить причины их правонарушений и указать способы поведения в критических ситуациях, дать детям представление о том, куда и к кому можно обратиться при нарушении прав несовершеннолетних.
Подобные мероприятия, несомненно, позволяют повысить уровень правовой грамотности подрастающего поколения, воспитывают его в духе уважения к закону, что положительно сказывается на снижении уровня правонарушений в детской и подростковой среде.
