Финансовая грамотность

Официальный сайт  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы № 8 города Искитима Новосибирской области

 

 

Финансовая грамотность

 

  

Информация  

о реализации курса «Финансовая  грамотность» в 2019-2020 учебном году.

 

 

2 «б» класс

(учитель Филиппова Т.В.)

Деловая игра «РОЗНИЦА. ОПТ», прошла 30.10.2019г

I Методический блок

Цель

Объяснить детям принципы оптовой и розничной торговли

Задачи

- формирование у детей понятий «опт» и «розница»;

- закрепление навыков счета, сравнения чисел, составление числа из меньших чисел;

- развитие коммуникативных навыков учащихся в области финансовой грамотности.

Форма занятия

Игровая программа

Оборудование

— компьютер, мультимедиапроектор,
— натуральные наглядные пособия (корзинка с грибами, горшочек меда и деревянная ложка, пакет морковки);  раздаточный материал с заданиями,

— дипломы участников и победителей игры.

Формы контроля

 Тестовые задания в конце занятия

  

 

 

 

 

Все участники делятся на команды по 10 человек.

II Содержательный блок

  1. Выступление скоморохов – приглашение на ярмарку
  2. Показ сценки, раскрывающей понятия «опт» и «розница»
  3. Представление команд
  4. Игра «Парные картинки»
  5. Миниатюры
  6. Тестовые задания.
  7. Подведение итогов, награждение.

 

Ход занятия:

      - Ребята, сегодня нас ждет интересное занятие. 

  1. В центр выходят скоморохи и зазывают на ярмарку.

1-й: Все! Все! Все! Все на праздник!

       Ярмарку начинаем – гостей приглашаем!

2-й: Спешите скорей, спешите скорей!

       Нет праздника нашего веселей!

       Гостей давно мы ждем-поджидаем,

       Ярмарку без вас не начинаем.

3-й: Удобно ли вам, гости дорогие?

       Всем ли видно, всем ли слышно?

       Пусть проходит праздник пышно.

  1. Сценка. Действующие лица: Заяц, Медведь, Ежик, человек.

Заяц: - Подходи, покупай, морковка большая и маленькая, вкусная да сладенькая.

Медведь: - А вот кому меду? Пчелка летала, мед собирала… В одной маленькой ложке очень большая польза!

Ежик: - А вот рыжики в лукошке! Подходи, купи немножко! Грибы царские: на засолку, на жаренку, и сварить и засушить!

Человек: - Что почем продаем?

Заяц: - Морковка! Рубль – штучка, три рубля – кучка.

Еж: - Лукошко – десяточка, а если по одному грибку  - то по рублю за гриб.

Медведь: - Горшочек – 20  рублей, а если хочешь одну ложку съесть, то давай рубль!

Человек (ходит, задумавшись):  - Так-так-так, 1 морковка – рубль, значит, пять морковок – 5 рублей. А в кучке выйдет всего 3 рубля! Так, так… Мед… горшочек – 20 рублей, одна ложка – рубль. А сколько ложек меда в горшочке? Так-так…И лукошко…

Выходит, если  брать помалу – заплачу дороже. А если возьму много – заплачу дешевле. Это мне выгоднее!

А давайте-ка мне и лукошко грибочков, и горшочек меда, и всю морковку!

  1. Учитель показывает надписи на доске «ОПТ», «РОЗНИЦА»:

-Ребята, эта сценка разъясняет вам эти понятия: если человек покупает или продает товары в больших количествах, то это оптовая торговля. А если он приобретает или продает вещи в единичных экземплярах, то это розничная торговля.

А сейчас вы поработаете в группах. Вас ждут интересные задания. Вы сможете показать свои знания, умения, сообразительность.

Команды, представьтесь!

(Команды выполняют задания, после  каждого конкурса  учителя проверяют правильность выполнения в группах и отмечают количество баллов).

  1. Игра «Парные картинки».  В ходе выполнения задания детям раскрывается практическое значение понятий «опт» и «розница».

На столах детей лежит 16 картинок, изображающих продукты питания в разных количествах.

 - Ребята, представьте себя хозяином ресторана, который пришел на ярмарку. Разложите, пожалуйста, картинки с продуктами в две кучки: какие вы купите для своего ресторана, и какие вы возьмете себе домой. (В результате у детей в одной кучке будут продукты в малом количестве, а в другой – те же продукты  в большом количестве).

- Скажите, ребята, все, что вы взяли для дома, это оптовая покупка или розничная? (розничная)

- А все, что купил хозяин для своего ресторана? (оптовая)

5.      Миниатюры (небольшие сценки, в которых содержится задание. Ответы команды пишут в бланках).

  1. Покупатель: Сколько стоит кучка из трех морковок?

Продавец: Три рубля.

Покупатель: Дайте три кучки. Сколько я должен?

2) Покупатель: Продайте мне альбом за 3 рубля, карандаш за 2 рубля и пенал за 8 рублей.

    Продавец: Сейчас посчитаю…

3)Покупатель: Продай-ка мне, торговец, 15 банок меда, 20 банок икры и 40 банок ананасов.

    Продавец: Хорошо.

Что же это? Опт или розница?

6.          Тестовые задания. Найдите правильный вариант ответа на каждый вопрос (письменно).

Розница – это

1) ? товар, продаваемый поштучно

2) ? товар, продаваемый большими партиями

3) ? товар, продаваемый по разной цене

Опт – это

1) ? продажа товаров в небольших количествах

2) ? товар, продаваемый по высокой цене

3) ? продажа товаров большими партиями

Сделка – это

1) ? товар, сделанный на фабрике

2) ? договор двух сторон о продаже

3) ? деньги, полученные при покупке

  1. Подведение итогов.

           - Ребята, вам понравилось? Что вам понравилось больше всего? Что вы узнали нового? Где вам это может пригодиться?

              А теперь посмотрим, кто у нас победил.(Награждение победителей и участников дипломами).

 

 

 

23.12.2019г Внеурочное занятие. « Откуда в семье деньги?»

Планируемые результаты:

 

Личностные

 

Предметные

 

Метапредметные

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание финансового положения семьи;

 

• представление о роли денег в семье и обществе;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

уметь объяснять, что такое, семейный доход, заработная плата и из чего они формируются и складываются

 

- регулятивные:

• понимание цели своих действий;

составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

- познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,

построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

- коммуникативные:

• постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и

поискового характера;

• планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии заданиями и условиями коммуникации;

• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 

Основные понятия:

Доход. Зарплата.

 

Жизненные ситуации:

Знакомство с работой родителей.

 

Форма обучения:

групповая, индивидуальная

 

Оборудование:

ватман, фломастеры, клей, ножницы

- Распределитесь по группам, в зависимости от того какой цвет вы получили.

1. Постановка учебной задачи

-Откуда в семье деньги?

-Узнаем, откуда берутся деньги, кто их зарабатывает

-У каждой семьи есть свой семейный бюджет. Как вы думаете, что это такое?

-А как вы считаете, что такое доходы и расходы?

 

доходы

расходы

Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.

Доходы – это денежные средства, которые получает каждый из членов семьи.

Есть доходы, которые запланированы в семье, и к ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, а есть незапланированные доходы, к ним относятся: подарок, выигрыш, премия, гонорар.

Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.

 

Расходы - это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи. 

Расходы также бывают запланированные (….) и не запланированные (….).

 

«Семейный бюджет».-? Семейный бюджет складывается из: доходов и расходов (2 человека):

Семейный бюджет-это учет доходов и расходов каждой семьи в течение недели, месяца или даже года

Работа в группах:

Задание 1: перед вам доходы вашей семьи. Определите, к какому члену семьи относится тот или иной доход.

1 семья:

Член семьи

Доход

БАБУШКА

МАМА
ПАПА
РЕБЕНОК(1ГОД)

Пособие по уходу за ребенком до 1,5

Заработная плата

Пенсия

 

2 семья:

Член семьи

Доход

мама

папа

Дочь 14 лет

Сын 1 год

Дедушка

пенсия

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

зарплата

зарплата

Детское пособие для детей до 14 лет

3 семья:

Член семьи

Доход

Бабушка

Мама

Папа

Ребёнок 10 лет

Ребёнок 20 лет

Детское пособие для детей до 14 лет

пенсия

Заработная плата

стипендия

Заработная плата

Задание 2: Определите запланированные и незапланированные расходы вашей семьи:

Соедините стрелками запланированные и незапланированные доходы в вашей семье:

1 семья:

Расходы

Оплата продуктов питания

Оплата телефона

Подарок на день рождение друга

Ремонт одежды (сломалась на куртке молния)

Оплата жилья

Посещение ресторана

                                                      Запланированные

незапланированные

 

 

 

 

2 семья:

 

Оплата детского сада

Оплата продуктов питания

Поход в кино

Поломка телевизора

Оплата лекарств, в случае болезни

Покупка новой компьютерной игры

 

 

 

 

 

3 семья:

 

Обучение

 

Отдых в санатории

 

Покупка новой одежды

 

Оплата кружка ребёнка

 

Оплата продуктов питания

 

Покупка бензина для машины

 

Физкультминутка

 

 

Практическая деятельность

Перед вами ватман, ножницы, клей и заготовки доходов и расходов. Ваша задача определить доходы и расходы Вашей семьи и разместить их на ватмане.

 

Работа в группах. Определяют доходы и расходы семьи

 

-Презентация каждой из семей доход и расходов.

-Послушайте одну историю, о мальчике, который не работал, но смог найти деньги на подарок для мамы (2 ребёнка читают наизусть).

Саша, друг мой, изменился,

Саша экономным стал,

Так, как раньше, не считая,

Деньги тратить перестал.

Себе не покупает он

Жевательной резинки

И даже самой яркой

Переводной картинки.

Что стало с ним?

Во всем дворе никто не понимает.

А тем, кто задает вопрос,

Наш Саша объясняет:

«Я покупаю только то,

Что мне необходимо.

А если вещь мне не нужна,

Пройду, не глядя, мимо.

Чтоб мог ко дню рождения

Купить подарок маме я,

Нужна мне эта строгая,

Ребята, экономия».

- Ребята, чему мы сегодня с вами научились?

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Ребус. Что здесь зашифровано? Как вы думаете, что такое семья?

 

 

2. РОЛЕВАЯ ИГРА "СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ"

Теперь нам предстоит поиграть. Это называется ролевая игра. 3 команды по 5 человек. Вы сидите в пятером:

  1. Муж
  2. Жена
  3. Бабушка
  4. Дедушка
  5. Сын

 за столом, и это будет для игровой ситуации вашей семьей. После объяснения порядка игры вы получите “семью” (Приложение 1). На листке нужно будет определить состав семьи и указать, кто и чем занимается.  Нужно расписать все возможные  доходы (в приблизительном денежном эквиваленте) и все возможные расходы на месяц. На это мы определим на уроке время, после обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим.

Определим правила игры, которые следует соблюдать:

  • Семья должна быть дружной.
  • При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.
  • Все вопросы решаются с учетом большинства голосов
  • В “семье” при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом другим.

Чтение стихотворения «Саша, друг мой, изменился»

 Послушайте одну историю, о мальчике, который не работал, но смог найти деньги на подарок для мамы.

Саша, друг мой, изменился,

Саша экономным стал,

Так, как раньше, не считая,

Деньги тратить перестал.

Себе не покупает он

Жевательной резинки

И даже самой яркой

Переводной картинки.

Что стало с ним?

Во всем дворе никто не понимает.

А тем, кто задает вопрос,

Наш Саша объясняет:

«Я покупаю только то,

Что мне необходимо.

А если вещь мне не нужна,

Пройду, не глядя, мимо.

Чтоб мог ко дню рождения

Купить подарок маме я,

Нужна мне эта строгая,

Ребята, экономия».

Задание.

- Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов(карточку на доске).

Задание гостям.

-А вы должны проверить правильность выбора.

Дружная семья встает у стенда. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.

Проверка.

- встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны, верно.

(Дети читают хором источники доходов.) (Слайд 6)

- - Бабушка

Дети - Пенсия.

- - Папа

Дети – Зарплата

 - Старший брат

Дети – Стипендия

  - Мама с маленькой дочкой

Дети – Пособие

  Молодцы!

 

Ребята, чем вы бы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены. Например, здоровье. Поэтому экономьте на пирожных и мороженом, но не экономьте на обедах. Экономия на пище духовной может в будущем обернуться нежелательными последствиями для здоровья как физического так и морального. Кроме того, в семьях, где не умеют рационально рассчитывать бюджет, возникает и почва для развода.

Помните, что за деньги не купить хорошее настроение, уважение близких и их любовь. Не обедняйте себя, стараясь, всё соизмерить деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается.

Помните, что культура общения с деньгами- это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит задуматься, откуда берутся деньги. Попытайтесь представить, что совсем скоро вы станете взрослыми, самостоятельными людьми. А значит надо самим научиться тому, что поможет вам зарабатывать деньги.

Самое главное - научиться жить по средствам, на деньги, что заработаны честным трудом

 

 

 

20.02.2020г игра- путешествие по станциям: Денежняя. Аэропорт. Банк.    Супермаркет.

 

Цель: развитие финансовой грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи:

  • способствовать формированию экономического образа мышления;
  • воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту;
  • формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.

Представление о результатах:

Личностные:

  • осознание себя как части семьи, общества;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные:

познавательные:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

регулятивные:

  • оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителя;

коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Оборудование и материалы: карточки с заданиями, бумажные жетоны в виде железных рублей, купюры разных стран.

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

II. Объявление темы и целей урока.

Ребята, сегодня нас ждет увлекательное занятие –   игра по финансовой грамотности.

Для чего нам это нужно?

Сегодня мы совершим путешествие по 4-м станциям. Мы разделимся на две команды. Каждая команда будет выполнять задания и получать деньги (жетоны) за свою работу на каждой станции. В конце урока мы подсчитаем количество заработанных «денег» и определим победителя.

Наше путешествие начинается!

III. Работа по этапам игры.

1 станция «Денежная»

Беседа:

  • Что такое деньги? Как люди пользуются деньгами? (стоимость ответа – 1руб.)
  • Почему люди обменивают деньги на товар и товар на деньги? (1 руб.)
  • Если дети обмениваются игрушками, например фигурками из наборов «Лего», какая игрушка становится самой ценной? (1 руб.)

Раньше, когда ещё не придумали деньги, люди обменивались между собой товарами. В результате добровольного обмена должны выиграть обе стороны. Обмен товара на товар называется бартером. Но такой обмен был неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности вещей, которыми обмениваются. И тогда люди придумали монеты.

Монета — денежный знак, изготовленный из металла. Как правило, монеты имеют форму круга. Монеты удобны для обмена, так как они прочны, компактны и могут обладать значительной ценностью, если изготовлены из драгоценных металлов. В России монеты появились в 10 веке!

А вот бумажные деньги, которыми так привыкли пользоваться мы с вами, - самые молодые. В России они появились только в 18 веке, при императрице Екатерине. Они удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок.

Рассматривают настоящую купюру в 100 рублей, чтобы научиться отличать настоящие деньги от фальшивых.

Изготовление фальшивых денег является преступлением. В России за изготовление, хранение и использование фальшивых денег могут посадить в тюрьму на 15 лет!

 

Задание 1. Соедините части пословиц и объясните их смысл. (5 руб.)

Без денег торговать

Восьми гривен

Гроша не стоит

Лучше на гривну убытку

На грош дела

A.    до рубля не хватает.

Б. на рубль суматохи.

В. как без соли хлебать.

Г. а глядит рублём.

Д. чем на алтын стыда.

 

2 станция «Аэропорт»

Сегодня в России насчитывают более 100 авиакомпаний, которые перевозят людей из города в город. Среди них есть популярные, просто известные, малоизвестны и вовсе не знакомые компании. Каждая отличается личным логотипом и набором предлагаемых услуг.

Задание 1. Рассмотрите таблицу и сделайте выводы (5 руб.).

Стоимость авиабилета Новосибирск-Москва

Беседа:

От чего зависит стоимость авиабилета? (от авиакомпании, класса перевозки, времени покупки билета). Еще многие авиакомпании поднимают цену в выходные дни. (2 руб.)

Чем отличаются бизнес-класс и эконом-класс? (1 руб.)

Как купить наиболее выгодно для себя? (2 руб.)

  1. Билет надо покупать заранее. За один день до вылета цены снижаются только на билеты бизнес-класса.
  2. Смотрим на авиакомпанию. Возможно, у Вашей семьи есть какие-то льготы или акционные купоны какой-нибудь компании.
  3. Если льгот нет, выбираем наиболее низкую цену.

 

3 станция «Банк»

Беседа:

Что такое банк? (1 руб.)

Банк – это организация, которая работает с деньгами. Банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг. В банк мы приносим деньги, оплачивая разные услуги: плату за квартиру, детский сад и другое.

Чем отличается банкомат от терминала? Для чего они нужны? (2 руб.)

Что такое валюта? (денежная единица государства) (1 руб.)

Какие виды валюты вы знаете? (1 руб.)

Какая официальная валюта в России? (1 руб.)

Рассматривают настоящие купюры из Украины, Китая, Гонконга, ОАЭ, России, сравнивают их, находят общие и отличительные черты (по 1 руб. за ответ)

Задание 1. Сопоставьте: (7 руб.)

А. Польша

2.     Доллар

Б. Япония

3.     Евро

В. Россия

4.     Злотый

Г. Великобритания

5.     Фунт стерлингов

Д. Китай

6.     Иена

Е. США

7.     Юань

Ж. Страны Европы

Задание 2. (5 руб.) Если 1 фунт стерлингов стоит 80 рублей, сколько фунтов должна была поменять приехавшая в Россию Мэри Поппинс, чтобы купить 3 матрёшки по 400 рублей.

 

4 станция «Супермаркет»

Беседа:

- Может ли человек купить всё, что ему захочется? (1 руб.)

-Что нельзя купить ни за какие деньги? (1 руб.)

- Как называют человека, продающего товар? Как зовут человека, покупающего товар? (1 руб.)

-Чем отличается супермаркет от обычного магазина? (1 руб.)

-Для чего в супермаркете ставят большие тележки? (1 руб.)

-Как найти в супермаркете самый дешевый товар? (1 руб.)

-Какой товар выставляют на стойках возле кассы? Для чего? (1 руб.)

 

Задание 1. Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу. (8 руб.)

A. Выложить продукты из тележки.

Б. Получить сдачу.

В. Проверить сроки годности.

Г. Выбрать продукты.

Д. Проверить чек.

Е. Оплатить покупки.

Ё. Занять очередь в кассу.

Ж. Взять тележку.

 

 

 

Задание 2. Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени? (5 руб.)

 

11) яйцо
12) майонез

13) картофель

14) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.)
15) сухофрукты
16) соль
17) креветки
18) кондитерские изделия

19) сельдь
20) финики сушеные
21) маринады
22) сало копченое
23) орешки соленые
24) конфеты
25) чипсы

26) мясо

 

 

Заполни таблицу

Необходимо

Время от времени

Не нужны

IV. Подведение итогов.

Обе команды подсчитывают набранные очки, объявляется победитель.

Беседа:

  • Какие задания показались вам сложными? Почему?
  • Какие не вызвали затруднений?
  • Вы узнали для себя что-нибудь полезное? Где вам это пригодится?

 

V. Домашнее задание:

Исследовательский мини-проект «Шарлотка»

Для простого пирога — шарлотки нужны следующие продукты: 3 больших кислых яблока, 1 стакан муки, 1 стакан сахара, 3 яйца и немного корицы. Рассчитайте, сколько будет стоить одна порция пирога, если его собираются съесть 6 человек. Для этого необходимо узнать цены продуктов и вес каждого из них.

*Проект оформляется на листе А4, согнутом пополам в виде книжки (с красочными иллюстрациями), либо в электронной форме в виде презентации. В проекте представляется:

  • пошаговое исследование, которое было проведено;
  • выводы.

 

Информация МБОУ-СОШ №8 г.Искитима о реализации курса  «Финансовой грамотности».

  

Деловая игра   «РОЗНИЦА. ОПТ»

Внеурочное занятие.  2 класс.(2019-2020 учебный год)   ТемаОткуда в семье деньги?

 

Игра по финансовой грамотности

 


 

 Книга по финансовой грамотности


 

 

   

Дата последнего обновления страницы 24.05.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения